Поиск по словарю Словарь политологии

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Абсентеизм

    (лат. absentis — отсутствующий) — одна из форм сознательного бойкотирования изби­рателями выборов, отказ от участия в них; пассив­ный протест населения против существующей фор­мы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеиз­мом можно понимать факт равнодушного отноше­ния населения к политической жизни, обыватель­ское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и т.п. Подобное представление противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Если «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», то их проявление в политической жизни предполагает отказ от абсентеизма, аполи­тичности. Статья 32 Конституции гласит: «Граж­дане Российской Федерации имеют право участво­вать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Но это право в единстве со свободой человека дает ему возможность неучастия в политической жиз­ни, избирательной кампании. Тем самым абсенте­изм выступает как признак свободы человека в обществе. Но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствую­щего сознания, безразличия к общественно-поли­тическим делам общества и государства. Поэтому особо подчеркнем, что, обладая общей и политичес­кой культурой, человек обязан свободно реализо­вывать свои права в политической жизни. Массо­вый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать населе­ние объектом манипулирования, абсолютно подвлас­тным «верхам», сформировать пассивную личность. Абсентеизм наличествует в любом обществе: раз­витом и неразвитом, демократическом и тоталитар­ном и т. п. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институ­тов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов и другие.
    Шпак В.Ю.