(агрономич. химия), наука о хим. и биохим. процессах в растениях и среде их обитания, а также о способах хим. воздействия на эти процессы с целью повышения плодородия почвы и урожая с.-х. культур. А. - одна из наук, входящих в агрономию. Отдельные ее разделы неразрывно связаны с физиологией растений, химией, биохимией, почвоведением, микробиологией, земледелием и растениеводством.
Осн. объекты, традиционно изучаемые А.,-растения, почва и удобрения. В 20 в. сфера А. расширилась: она стала изучать также агробиоценоз в целом, хим. ср-ва защиты растений и регуляторы роста растений.
Агрохим. исследования включают: определение содержания в почвах и растениях хим. элементов, белков, аминокислот,
…
Далее
(агрономич. химия), наука о хим. и биохим. процессах в растениях и среде их обитания, а также о способах хим. воздействия на эти процессы с целью повышения плодородия почвы и урожая с.-х. культур. А. - одна из наук, входящих в агрономию. Отдельные ее разделы неразрывно связаны с физиологией растений, химией, биохимией, почвоведением, микробиологией, земледелием и растениеводством.
Осн. объекты, традиционно изучаемые А.,-растения, почва и удобрения. В 20 в. сфера А. расширилась: она стала изучать также агробиоценоз в целом, хим. ср-ва защиты растений и регуляторы роста растений.
Агрохим. исследования включают: определение содержания в почвах и растениях хим. элементов, белков, аминокислот, витаминов, жиров, углеводов; установление мех. и минералогич. состава почв, содержания в них орг. части (гумуса), солей, водорослей, микроорганизмов и др.; изучение влияния удобрений на растения и почву и др. Обычно сначала исследования ведут в лаборатории методами, аналогичными тем, к-рые применяют в химии, биологии и др. смежных науках. Затем, как правило, проводят вегетационные опыты в теплице с участием живых растений. Рекомендации для практич. применения агрохим. ср-в и методов выдают на основании полевых опытов, а также производств, испытаний, проводимых на больших площадях в течение ряда лет.
Мн. приемы А. (напр., применение ряда орг. удобрений) вошли в практику земледелия в глубокой древности и описаны еще в 1 в. н. э. Как наука А. сформировалась лишь в 19 в., когда сложились осн. представления о том, из чего состоят, чем и как питаются растения. Как вехи на пути становления А. обычно отмечают опыты Я. Б. ван Гель-монта (1634), осветившие роль воды в питании растений, а также высказывания М. В. Ломоносова (1753) и А. Лавуазье (1761) о воздухе как источнике питат. в-в, вскоре подтвержденные опытами Дж. Пристли, Я. Ингенхауза, Ж. Сенебье и Н. Соссюра, показавшими, что растения поглощают из воздуха СО 2 и выделяют О 2 и что это связано с фотосинтезом.
Наиб. трудным оказался вопрос о корневом питании растений. Представления о том, что растения поглощают из почвы минер. соли (Б. Палисси, 1563; А. Лавуазье, 1761; А. Т. Болотов, 1770), долгое время наталкивались на сопротивление сторонников т. наз. гумусной теории питания растений (И. Валериус, 1761) и окончательно утвердились лишь в 19 в. после работ Ж. Буссенго (1836) и Ю. Либиха (1840) и особенно после разработки метода гидропоники (В. Кноп, Ю. Сакс, 1859), в к-ром растения выращиваются без участия почв.
Большую роль в становлении А. сыграли Ж. Буссенго и Ю. Либих. Первый развил представления о круговороте в-в в земледелии, роли азота в питании растений, разработал методологию агрохим. исследований. Второй обосновал теорию истощения почв вследствие выноса питат. в-в растениями и показал необходимость возвр
…
Перейти к полному виду статьи
Свернуть