российский император (с 1801), старший сын имп. Павла I; род. 12.12.1777, С.-Петербург, ум. 19.11.1825, Таганрог.
В детстве и юности на А. большое влияние оказал его воспитатель, швейцарец Ф.С. Лагарп, приверженец просветительских, либерально-гуманистических идеалов. А. рос в обстановке веротерпимости. Убийство Павла I, пассивным соучастником которого стал А., оставило в его душе неизгладимый след.
Став императором, А. писал Папе Пию VII о своем намерении соблюдать интересы своих катол. подданных. А. отказался от принятого Павлом I звания великого магистра Мальтийского ордена, оставив себе лишь титул его покровителя. В первые полтора десятилетия своего царствования А. оказывал покровительство
…
Далее
российский император (с 1801), старший сын имп. Павла I; род. 12.12.1777, С.-Петербург, ум. 19.11.1825, Таганрог.
В детстве и юности на А. большое влияние оказал его воспитатель, швейцарец Ф.С. Лагарп, приверженец просветительских, либерально-гуманистических идеалов. А. рос в обстановке веротерпимости. Убийство Павла I, пассивным соучастником которого стал А., оставило в его душе неизгладимый след.
Став императором, А. писал Папе Пию VII о своем намерении соблюдать интересы своих катол. подданных. А. отказался от принятого Павлом I звания великого магистра Мальтийского ордена, оставив себе лишь титул его покровителя. В первые полтора десятилетия своего царствования А. оказывал покровительство иезуитам в России: в Петербурге и Одессе были открыты иез. пансионы, Полоцкая академия получила статус адм. и учебного центра Ордена иезуитов. В общем курсе преобразований начала царствования А. было также проведено реформирование адм. управления Католической Церкви в России. А. пересмотрел соответствующие указы Екатерины II (1795) и Павла I (1798). Указом А. от 13.11.1801 была создана Римско-католическая духовная коллегия. 29.08.1810 пр-вом А. было учреждено Главное управление духовными делами иностранных исповеданий (в ведение которого входили и католики), в 1817 вошедшее в структуру Министерства духовных дел и народного просвещения; возглавил министерство кн. А.Н. Голицын (1773–1844), наиболее видный выразитель и проводник рел. политики «мистического десятилетия» (1812–22). В этот период особое распространение получила деятельность рус. масонства, а также различных рел. сект и обществ; самым ярким проявлением рел. политики А. была деятельность Библейского общества (1812–26), цель которого состояла в переводе Св. Писания на языки народов Рос. империи. Несмотря на гос. поддержку, работа Библейского об-ва из-за присутствовавшего в его идейной направленности конфессионального синкретизма и влияния масонства столкнулась с критич. оппозицией со стороны ряда обществ. деятелей, а также представителей правосл. и катол. духовенства (преимущественно иезуитов). Вместе с тем, наряду с шестью правосл. архиереями, в число вице-директоров Библейского об-ва входил также митр. С. Сестренцевич-Богуш.
В целом А. проводил политику, направленную на ограничение влияния Св. Престола в делах Католической Церкви в России. Миссия папского нунция Т. Ареццо в С.-Петербурге (1803–04) была прервана в результате мелкой полит. интриги, а ответная рос. миссия в Рим так и не была отправлена. Указом А. от 22.08.1804 было объявлено о разрыве дип. отношений России со Св. Престолом; эти отношения были возобновлены только в 1814.
Поворотным моментом в дух. жизни А. стала Отечественная война 1812, которую имп. воспринял как наказание за свои грехи. С 1812 А. стал систематически читать Библию, в списке м
…
Перейти к полному виду статьи
Свернуть