(Albertus Magnus), Альберт фон Больштедт (Albert von BollstКdt), св. — монах-доминиканец (OP), епископ, богослов, философ и естествоиспытатель, Учитель Церкви, Doctor universalis (Доктор универсальный); род. в 1193 или 1206/07, Лауинген (Германия), ум. 15.11.1280, Кёльн.
Жизнь и деятельность. Происходил из графского рода, вступил в Орден доминиканцев в 1223. Став в 1245 магистром, преподавал в Парижском ун-те (1245–48) и в кёльнской доминик. школе (1248–52), где его учениками были Фома Аквинский и Ульрих Страсбургский. А. возглавлял провинцию ордена в Германии (1254–57), был еп. Регенсбурга (1260–62). Беатифицирован Католической Церковью в 1622, канонизирован в 1931; в 1941 провозглашен покро
…
Далее
(Albertus Magnus), Альберт фон Больштедт (Albert von BollstКdt), св. — монах-доминиканец (OP), епископ, богослов, философ и естествоиспытатель, Учитель Церкви, Doctor universalis (Доктор универсальный); род. в 1193 или 1206/07, Лауинген (Германия), ум. 15.11.1280, Кёльн.
Жизнь и деятельность. Происходил из графского рода, вступил в Орден доминиканцев в 1223. Став в 1245 магистром, преподавал в Парижском ун-те (1245–48) и в кёльнской доминик. школе (1248–52), где его учениками были Фома Аквинский и Ульрих Страсбургский. А. возглавлял провинцию ордена в Германии (1254–57), был еп. Регенсбурга (1260–62). Беатифицирован Католической Церковью в 1622, канонизирован в 1931; в 1941 провозглашен покровителем ученых. Память А. в Католической Церкви — 15 ноября.
Основные соч. К осн. трудам А. относятся Summa de creaturis (Сумма о творениях, 1240–43); De intellectu et intelligibili (Об интеллекте и умопостигаемом, ок. 1250); De anima (О душе, 1254–57); De causis et processu universitatis (О причинах и о возникновении всего, 1254–70); De unitate intellectus contra averroistas (О единстве разума против аверроистов, 1256); Metaphysica (Метафизика, после 1262); Summa theologiae (Сумма теологии, 1270–80) и др.
Философия и богословие. С именем А., считавшего, что всякое истинное знание может быть (вне зависимости от происхождения) включено в общий контекст христ. мысли, и изложившего и прокомментировавшего практически все работы Аристотеля, связано восприятие идей и методов Аристотеля богословием, философией и наукой европ. Средневековья. Однако трактовка А. аристотелизма не была вполне корректной в связи с сильной зависимостью от его авиценновской интерпретации, ввиду значительного влияния на мысль А. со стороны неоплатонических по духу филос. идей Августина, Псевдо-Дионисия Ареопагита, аль-Фараби, а также Книги о причинах и Теологии Аристотеля — араб. компиляций, которые в Средние века считались принадлежащими Аристотелю. В отличие от многих других схоластов, А. проводит четкое разделение областей богословия и философии, признавая самодостаточность каждой из них в сфере своего приложения. Согласно А., богословие, являясь практическим учением, стремящимся к знанию не ради него самого, но как к средству спасения, руководствуется при этом положениями веры, которые разум судить не может. Философия же как интеллектуальное постижение сущего, или вещей самих по себе (res in se), со своей стороны, в процессе обретения знания о них не нуждается ни в каких иных авторитетах, кроме логического доказательства и опыта, и имеет своей целью само это знание. Философы опираются в своей науке на низшую, рациональную способность ума, богословы же извлекают свою мудрость из его сокровенной части (abditum mentis), озаряемой даруемым свыше светом (lumen infusum). При этом — благодаря возможн
…
Перейти к полному виду статьи
Свернуть