философско-религиозное учение, к-рое понимает и определяет себя как путь."Путь к освобождению - правильные воззрения (даршана), познание (джняна), поведение (чаритра)", - говорит первый афоризм "Таттвартхадхигама-сутры" Умасвати.Путь должен привести человека к освобождению от страданий, а этапы его - правильные воззрения, познание и поведение - именуются "тремя драгоценностями (ратнатрая)" джайнизма. "Правильное воззрение" - это рассмотрение мира через призму семи (реже девяти) категорий (таттв). Две первые категории - живое (джива) и неживое (аджива) составляют дуалистич. основу джайнской онтологии, согласно к-рой все разнообразие вещей существует вне и независимо от к.-л. сознания и может
…
Далее
философско-религиозное учение, к-рое понимает и определяет себя как путь."Путь к освобождению - правильные воззрения (даршана), познание (джняна), поведение (чаритра)", - говорит первый афоризм "Таттвартхадхигама-сутры" Умасвати.Путь должен привести человека к освобождению от страданий, а этапы его - правильные воззрения, познание и поведение - именуются "тремя драгоценностями (ратнатрая)" джайнизма. "Правильное воззрение" - это рассмотрение мира через призму семи (реже девяти) категорий (таттв). Две первые категории - живое (джива) и неживое (аджива) составляют дуалистич. основу джайнской онтологии, согласно к-рой все разнообразие вещей существует вне и независимо от к.-л. сознания и может быть включено в состав одной из пяти (шести) субстанций (дравья). Джива рассматривается как одна субстанция, хотя отдельных душ-джив много; остальные субстанции составляют адживу. Джива - духовное, живое, непротяженное вечное существо. Множество джив наполняет весь мир, эволюционируя от состояния полной неразвитости (нигода-джива) до совершенства (сиддха-джива). Определяющим признаком дживы является способность отражающего реагирования (упайога), выступающая на определенном этапе развития дживы как сознание. Развивающийся джива находится в опред. отношениях с веществом и пространством и имеет сложную структуру.Первая из материальных субстанций - вещество (пудгала, состоящее из атомов (ану; параману) и атомарных соединений (скандха). Атом вечен, не имеет ни начала, ни конца, ни середины, ему присущи прямолинейное движение, а также цвет, вкус, запах, осязаемость. Вещественной природой обладают не только тела, но и звук, возникающий в результате столкновения атомов и их соединения. Многообр. видоизменения вещества производятся рекомбинациями атомов, к-рые осуществляются благодаря питаемой временем непрерывной энергетической пульсации атомов.Вторая неживая субстанция - пространство (акаша). Оно непрерывно и бесконечно, но условно разделяется на воображаемые единицы - прадеши. Прадеша - объем пространства, вмещающий только один атом вещества, однако в особых условиях "необычайного сжатия" одна прадеша способна вместить атомы всего мира. Пространство беспредельно, но субстанции, обусловливающие возможность движения (дхарма) и неподвижности (адхарма), заполняют только ограниченную его часть, являющуюся видимым нами миром (лока). Все остальное пространство невидимо и называется немиром (а-лока). Форма пространства мира уподобляется трем усеченным пирамидам (или конусам), средняя из к-рых перевернута вниз, а вся конструкция напоминает фигуру женщины.Пятая неживая субстанция, относимая к числу субстанций только дигамбарами, - время (кала). Время определяется как основа существования, т. е. возникновения, пребывания и прехождения всех проявлений всех субстанций. Время подраз
…
Перейти к полному виду статьи
Свернуть