Поиск по словарю Католический словарь

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Агнец

    (древнеевр. kebes, греч. άμνός, άρνίον, лат. agnus) — ягненок; в древней Палестине — жертвенное животное (Лев 9, 3; 12, 8; 23, 12; Числ 6, 14; 7, 17); в Библии, литургии и иконографии — символ непорочной жертвы, целомудрия и смирения.
    В Библии. Согласно в.-з. традиции, А. приносили в жертву в храме два раза в день (Исх 29, 39; Числ 28, 4). Особенно торжественным было заклание А. в праздник Пасхи (Исх 12, 3–11). Иуд. закон определял А. как жертву, приносимую за грехи. В НЗ образ А. соотносится с Христом. Иоанн Креститель указывал на Иисуса как на пришедшего в мир Мессию и говорил, что Тот есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29, ср. Ин 1, 36), имея в виду исполнение в.-з. пророчества (Ис 53, 6–7). Этим обусловлено и дальнейшее использование наименования А. применительно к Христу (в связи с принесением Им Себя в качестве искупительной жертвы) в Откровении Иоанна Богослова (27 раз, начиная с Откр 5, 6). В некоторых случаях Сам Христос называет А. Своих учеников: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк 10, 3); «Паси агнцев Моих» (Ин 21, 15).
    В литургии. Использование образа А. в литургии вытекает из библ. текстов: 1) Искупитель, посланный Богом (Ин 1, 29); 2) Пасхальная жертва, которую ап. Павел назвал «Пасха наша» (1 Кор 5, 7) — Иисус умер в час заклания пасхальных агнцев; 3) победа «Агнца закланного» (Откр 5, 6–12) над грехом и искупление грешников: «ѕ они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр 7, 14). Благодаря частому употреблению этих текстов в литургии утверждался все более многозначный образ А.
    Словесная формула, произносимая священником при пресуществлении Св. Даров, и текст из Евангелия от Иоанна: «Вот Агнец Божийѕ», который в литургии лат. обряда священник произносит перед причащением, свидетельствуют об истинном присутствии Христа в Евхаристии и призывают принять причастие как залог вечной жизни, обещанной Христом (Откр 19, 9).
    В визант. литургии А. — сердцевина просфоры, предназначенная для преложения в Тело Христово. Вырезание А. из просфоры во время проскомидии символизирует крестную смерть Христа.
    В иконографии А. обозначает Христа, верующих или персонажей из ВЗ. Как символ целомудрия, кротости и смирения А. является атрибутом многих святых, в т.ч. и Иоанна Крестителя.
    В период правления имп. Константина I изображения Христа в виде А. появились в росписях апсид и на саркофагах. С сер. V в. изображения А. с крестообразным нимбом на фоне звездного неба, а также А. в венце времен года помещали в центре арочных сводов храмов.
    В визант. искусстве представления А. немногочисленны, но разнообразны: лежащий на троне А., которому 24 старца приносят в дар свои короны; евхаристический А., окруженный хлебами и виноградом; А., разворачивающий копытцем свиток, и др. В 692 Трулльский собор запретил изображать Христа в виде А. В поздневизант. период появились миниатюры, в которых жертвенного А. заменяли изображения Младенца Иисуса, лежащего на алтаре. В книжной миниатюре образ А. появился в нач. VIII в.: А. в окружении 4 апокалиптических животных; на фоне креста; стоящий на свитке или книге с 7 печатями (Откр 6, 1); возлежащий на Престоле Божием с раной в груди. В эпоху Средневековья на Западе преобладали изображения А. во славе, держащего крест, в окружении 4 крылатых животных; а также пасхального А., стоящего на горе Сион с гордо поднятой головой, окруженной нимбом. В более позднем искусстве изображения А. были введены в такие сцены, как поклонение пастухов, детство Христа, Тайная вечеря и Распятие.