Поиск по словарю Католический словарь

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Аквилейский Патриархат

    (Patriarchatus Aquileiensis) — ист. патриархат в Сев. Италии, существовавший с сер. VI в. до 1751.
    Аквилея, основанная ок. 180 до н.э., первоначально была рим. военным поселением, однако уже к концу I в. до н.э. выросла в крупный портовый город. Согласно легенде V–VI вв. н.э. об апостольском преемстве аквилейской кафедры, ап. Марк посетил Аквилею еще до того как отправился в Александрию; он оставил своим преемником Гермагора, которого легенда именует первым еп. Аквилеи. Однако, скорее всего, епископская кафедра в Аквилее была основана только в III в. Первое документальное упоминание о еп. Аквилеи относится к 314. С V в. Аквилея стала митрополией. В юрисдикции митр. Аквилеи находились провинции Венеция, Истрия, Зап. Иллирик и др.
    В 554 на Аквилейском соборе еп. Аквилеи Павлин I отказался признать принятое на II Константинопольском соборе решение по «трем главам», которое было одобрено Римом и вост. епископами, и, считая себя единственным главой ортодокс. христиан, принял титул патриарха; в результате этого началась т.н. «Аквилейская схизма». Впервые еп. Аквилеи был назван патриархом в письме Папы Пелагия I (сер. VI в.). К VII в. в А.п. сложилась особая литургия, более близкая к миланской, нежели к римской, практиковавшаяся в некоторых областях Сев. Италии, включая саму Аквилею, вплоть до XVI в. В 568 патриарх, спасаясь от лангобардского нашествия, перенес свою резиденцию на о-в Градо, оставшийся под властью Византийской империи, в то время как материковая часть патриархата оказалась занятой лангобардами. В 607 Кандидиан, патр. Аквилеи, отрекся от схизмы. Тогда епископы занятых лангобардами терр. избрали своим патриархом аббата Иоанна, убежденного противника II Константинопольского собора. Так образовалось два патриархата: один — Новая Аквилея (или Градо), с центром в Градо (в 1451 Папа Николай V переместил патриархат Градо в Венецию); другой — Старая Аквилея (или просто Аквилея), с центром в Кормонсе, а затем — в Чивидале. Патриархи Старой Аквилеи оставались в схизме вплоть до кон. VII в., когда патр. Пётр восстановил общение с Римом.
    При патр. Павлине II (ок. 785–802), друге Карла Великого, положение Аквилеи укрепилось; была начата христианизация аваров и словенцев. С X в. важную роль в делах патриархата стали играть герм. императоры, которые, видя в патр. Аквилеи союзника, способствовали тому, чтобы он, в дополнение к духовной, приобрел и светскую власть над своими землями. При патр. Поппо (1019–42) патриархат получил право чеканить собственную монету аглаер, а в 1077 имп. Генрих IV даровал патр. Зигхарду (1068–77) титул графа Фриули и Истрии. В 1238 патр. Бертольд фон Андекс (1218–51) перенес свою резиденцию в Удине.
    С ослаблением позиций Свящ. Рим. империи поколебалось и положение патриархов Аквилеи, постоянно теснимых своими соседями, прежде всего венецианцами. Патр. Марквард фон Рандек (1365–81), при котором был составлен новый свод гражданского и уголовного права (Constitutiones patriae Foriiulii), пытался стабилизировать ситуацию, но безуспешно. В 1418–20 владения патриархов Аквилеи были захвачены Венецианской республикой. Впоследствии за территорию патриархата развернулась борьба между Венецией и австр. Габсбургами, причем венецианцам длительное время удавалось сохранять контроль над патриаршим престолом. 6.07.1751 под давлением Австрии Папа Бенедикт XIV упразднил патриархат и основал архиеп-ва Удине и Гориции.