Поиск по словарю Католический словарь

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Александр Гэльский

    (лат. Alexander Halensis, англ. Alexander of Hales) — монах-францисканец (OMin), богослов и философ, Doctor irrefragabilis (Доктор неопровержимый); род. ок. 1185, Хейлз (вероятно, совр. Хейлзоуэн в графстве Шропшир, Англия), ум. 21.08.1245, Париж.
    Ок. 1220 стал магистром богословия. В своих лекциях впервые использовал Сентенции Петра Ломбардского в качестве базового учебного текста. В 1235 стал архидиаконом Ковентри. Ок. 1236 вступил во Францисканский орден, став первым францисканцем — проф. ун-та и основателем орденской школы (где его учеником был Бонавентура). Будучи сторонником августинизма, обновленного за счет ассимиляции христ. богословием аристотелевского и арабо-иуд. наследия, А. во многом инициировал стиль филос. мышления, характерный для «высокой» схоластики (особенно для богословов-францисканцев). С именем А. — помимо Глосс к четырем книгам «Сентенций» Петра Ломбардского, Спорных вопросов, Эксотикона и др. — связана Summa universae theologiae (Сумма всей теологии, 1235–57), одна из первых попыток систематизации катол. богословия. Хотя позднее это произведение приписывалось непосредственно А., оно было составлено учениками А. на основе его сочинений.
    Исследуя природу богословия как науки, А. заключал, что наше знание о Боге исходит как от авторитета Св. Писания, так и от разума, познающего мир. Приводимые им доказательства бытия Бога опирались как на аргументы Августина (само бытие сотворенного мира требует существования Первого Бытия, Высшего Блага, к которому причастны и к которому стремятся конечные вещи), так и на аргументы Аристотеля (необходимость допущения неподвижного Перводвигателя). При этом в Боге им усматривалось нераздельное единство формальной, производящей и целевой причин мироздания. Примыкая к традиции реализма и экземпляризма, А. разделял мнение Августина о том, что универсалии — как первообразы (causae exemplares) вещей — предвечно содержатся в Божественном уме. В противоположность Божественной простоте, все сотворенное, характеризуясь композиционным устройством, составлено из того, «чтó есть» (quod est) вещь, т.е. ее сущности, и бытия, «которым есть» (quo est) вещь (в этом А. следует Боэцию). Кроме того, А. придерживался учения о множественности форм в каждой вещи и о семенных причинах (rationes seminales).
    В сочинениях А. также впервые был задан общий план схоласт. изложения обсуждаемой проблемы: 1) постановка вопроса (Quaeritur an…); 2) возражения против предполагаемого ответа (Videtur quod non…); 3) авторитетные суждения в пользу утверждения, являющегося ответом автора на поставленный вопрос (Sed contraѕ); 4) доказательство этого утверждения (Respondeo…); 5) опровержение возражений.
    Соч.: Summa universae theologiae: Libri I–III. Quaracchi, 1924–48. 4 t.; Glossa in Quattuor Libros Sententiarum Petri Lombardi. Quaracchi, 1951–54. 4 t.; Quaestiones disputatae antequam esset frater. Quaracchi, 1960. 3 t.