Поиск по словарю Католический словарь

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Аллегри

    (Allegri) Грегóрио
    итал. композитор и певец; род. в 1582, Рим, ум. 17.02.1652 там же.
    В 1591–96 и после 1604 А. — певчий в церкви Св. Людовика Французского в Риме (позднее, с 1604, он пел в этой церкви тенором). В 1600–07 обучался рим. полифоническому письму у Дж.М. Нанино. Служил в качестве певца и композитора в кафедр. соборе Фермо (1607–21). В 1629 Папа Урбан VIII назначил А. певчим (контральто) папской Сикстинской капеллы в Риме, в которой А. работал до самой смерти и которой руководил с 1650. Для этой капеллы создано большинство соч. А. Погребен А. в рим. церкви Санта Мария ин Валличелла, где обычно хоронили папских певчих; для этой церкви он также написал множество произведений.
    А. писал церк. хоровую музыку: 2–5-голосные концерты и мотеты, две 4-голосные ламентации (Lamentationes Jeremiae prophetae), 4-голосные импроприи Magnificat, 8-голосный Te Deum, мессы: 5-голосная Che fa oggi il mio sole, 8-голосные Christus resurgens и In lectulo meo, 6-голосные Salvatorem exspectamus и Vidi turbam magnam, псалмы, Laudate regem. Камерно-инструментальное творчество А. представлено канцонами и симфониями.
    А. известен прежде всего как автор музыки на текст псалма 51 Miserere mei Deus (1638) для двух хоров (4- и 5-голосных). Рукопись этого соч. как собственность Сикстинской капеллы нельзя было распространять за ее пределами. Особую известность это соч. приобрело в связи с тем, что 14-летний В.А. Моцарт смог записать его после прослушивания в Великую среду и в Страстную пятницу по памяти; по записи Моцарта оно было впервые издано в 1771. В 5-голосном хоре этого соч. применена композиционная техника фобурдона, осн. на ритмически равномерном аккордовом изложении. Высокие сольные партии 4-голосного хора при исполнении украшались типично барочными импровизированными колоратурами. Согласно древней практике, оба хора чередовались, исполняя по одному псалмовому стиху, и лишь последний стих звучал у двух хоров одновременно. Кроме заключительного, все стихи построены по одной муз. модели.
    В хоровой музыке А. используются восходящий к Палестрине полифонический стиль строгого письма a cappella и уже сложившийся на севере Италии новый концертный стиль, осн. на хоровой речитации, поддержанной гармонически развитым генерал-басом (последнее исключало возможность исполнения подобной музыки в папской капелле). В инструментальных соч. А. эти стили обособляются в отдельных частях.
    Соч.: Concertini 2–5 voci con organo: 2 libri. R., 1618–19; Motecta 2–5 voci: 2 libri. R., 1620–21; Sinfonia o sonata per 4 archi // Musurgia universalis / Ed. A. Kircher. R., 1650; Miserere / Ed. F. Haberl. Augsburg, 1936.