Поиск по словарю Католический словарь

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Альберт Саксонский

    (Albertus de Saxonia) — епископ, философ-номиналист, логик, математик и естествоиспытатель; род. ок. 1316, Хельмштедт (Саксония), ум. 08.07.1390, Хальберштадт (Саксония).
    А. был сторонником идей Ж. Буридана и Н. Орема. В 1351 получил степень магистра искусств, а в 1357 стал ректором Парижского ун-та. Впоследствии А. стал первым ректором Венского ун-та (1365), с 1366 — еп. Хальберштадтский. Перу А. принадлежат коммент. к большинству из работ Аристотеля и к Сумме всей логики У. Оккама. Из собственных логических соч. А. выделяются Perutilis logica (Весьма полезная логика) и Sophismata (Софизмы). Математике и естественной философии посвящены: De proportionibus, или Tractatus proportionum (Трактат о пропорциях), Tractatus de latitudinibus formarum (Трактат о широте форм), De quadratura circuli (О квадратуре круга), а также Secreta de herbis, lapidibus et mineralibus (Тайны растений, камней и минералов).
    Различая логическую и фактическую истинность, А. трактовал логику как формальную дисциплину о принципах всякого знания, предметом которой являются не эмпирические, а абстрактные объекты — универсалии. Кроме того, он занимался проблемой семантических парадоксов (двусмысленных логических пропозиций), проанализировав свыше 200 случаев софизмов и использовав при этом элементы математической логики.
    В рамках естествознания А., помимо поиска пропорциональной зависимости между скоростью, расстоянием и временем движения, задавался вопросом о природе импетуса (impetus) и классифицировал его (в терминах аристотелевской теории категорий) как «качество», присущее движущемуся телу. Им обсуждалась и гипотеза, касающаяся возможности приложения теории импетуса к обращению небесных сфер, согласно которой Бог творит мир как единый механизм с едиными законами движения, исходящего от первоначально сообщенной ему Богом запечатленной двигательной силы (virtus impressa). А. принадлежит также оригинальное решение вопроса о природе гравитации. Проводя различение между центрами тяжести и объема тела и замечая, что они не обязательно совпадают, он утверждал, что настоящим центром вселенной является не центр объема Земли, а центр ее тяжести; тяготение же есть стремление каждого тела — как части мирового целого, имеющего свой центр тяжести в центре мира — соединиться с центром тяжести Земли.
    Соч.: De proportionibus. Bol., 1487; Sophismata. P., 1502 (repr. Hildesheim, 1975); Perutilis logica. Ve., 1522 (repr. Hildesheim, 1974); Quaestiones in artem veterem / Ed. A. MuЦoz GarcТa. Maracaibo, 1988.