Поиск по словарю Католический словарь

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Альтруизм

    (от лат. alter — другой) — нравственно-филос. принцип, заключающийся в помощи и бескорыстной заботе о благе ближнего; противоположность эгоизма.
    Учение об А. рассматривает обществ. отношения как отношения отд. личностей и предлагает путем соответствующего воспитания смягчить эгоистические устремления людей. С точки зрения общечеловеческих ценностей А. является этической нормой, которую необходимо культивировать из-за естественной взаимосвязи и взаимозависимости людей. К этому обязывает врожденное или благоприобретенное чувство симпатии к др. человеку как подобию самого себя.
    Термин А. был введен франц. философом Огюстом Контом (1798–1857), основателем позитивизма. Конт стремился противопоставить мораль, основанную на А., христ. морали, в основе которой, согласно ему, лежит эгоистическая забота о собственном спасении. Конт различает инстинктивный А., объединяющий животных в род, и человеческий А., возникающий в условиях цивилизации и переходящий в самопроизвольное врожденное чувство. Во многом учение О. Конта об А. было предвосхищено франц. Просвещением XVIII в. (Ж.-Ж. Руссо), а также англ. философом и экономистом Адамом Смитом в его соч. Теория нравственных чувств (1759). Ф. Ницше поставил вопрос о преодолении А.; он отбросил принцип А. как «мораль слабых» и противопоставил ему «право сильного» и «волю к власти». З. Фрейд трактовал А. как своего рода аномалию, невротическую компенсацию вытесненного врожденного эгоизма.
    Подлинный А. предполагает осознание высшего нравственного долга перед др. людьми. Само понятие А. возникло как обобщение принципа «жить ради других», существенного именно для христианской этики. А. как рел. принцип заповедан в Евангелии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22, 39; см. также Мк 12, 31; Лк 10, 27). В Катехизисе Католической Церкви сказано: «В глубине своей совести человек открывает закон... призывающий его любить и делать добро» (п. 1776).