Поиск по словарю Католический словарь

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Амвросианский обряд

    (ritus Ambrosianus), Миланский обряд (ritus Mediolanensis) — один из западных литург. обрядов; в наст. время используется в Миланской архиепархии, а также в ряде епархий Сев. Италии и Швейцарии.
    Происхождение. Название происходит от имени Амвросия Медиоланского, к литург. деятельности которого А.о. возводится традицией, но вопрос о действительном происхождении А.о. остается спорным. Существует две осн. гипотезы: 1) А.о. представляет собой обособленную ветвь развития рим. обряда; 2) он является реликтом более древнего обряда, сохранившимся только в Милане и в дальнейшем подвергшимся сильной романизации. Мнение о том, что А.о. — результат развития одного из вост. обрядов, который был привнесен в Милан кем-либо из греч. предшественников Амвросия на Медиоланской кафедре, в наст. время не представляется убедительным.
    Историческое развитие. Богослужение А.о. было основательно реформировано в VIII–IX вв. В дальнейшем оно постоянно испытывало на себе влияние рим. обряда. Предпринимались неоднократные попытки запретить использование А.о.: при Карле Великом, во время Григорианской реформы, а также в сер. XV в.
    Папа Пий V, провозгласив в 1570 обязательность Римского миссала и Римского бревиария, допустил исключение для тех обрядов, время существования которых превышало 200 лет. Таким образом, А.о. получил законные права, и в конце XVI в. были разработаны (при участии Карла Борромео) осн. богослужебные книги. Однако позже были введены некоторые изменения в тех случаях, когда, по мнению Св. Престола, обнаруживалось серьезное несоответствие А.о. рим. традиции (так, чин таинства елеосвящения был заменен римским).
    После II Ватиканского собора А.о. во многом воспринял реформы, осуществлявшиеся в богослужении лат. обряда, и претерпел еще бóльшую романизацию.
    Особенности богослужения. По внеш. особенностям богослужение А.о. мало отличается от лат. обряда. Из свящ. сосудов заметно отличается дароносица, имеющая форму миниатюрного храма с колоннами. Таинство крещения совершается через погружение в воду. Месса до реформы содержала ряд существенных отличий от римской, но в послесоборной редакции их осталось сравнительно немного: некоторые отличия имеются в I евхаристической молитве, символ веры исповедуется после приношения даров, к изменяемым песнопениям мессы добавляются песнопение после Евангелия и песнопение на преломление евхарист. Хлеба.
    Более существенны отличия Литургии часов. Псалтирь распределена на двухнедельный цикл из 10 декурий (2 недели без суббот и воскресений). По субботам и воскресеньям вместо псалмов поются другие в.-з. гимны. Вечерня открывается люцернарием.
    Литургический год также имеет некоторые отличия. Адвент содержит 6 воскресений; Благовещение празднуется в 6-е воскресенье Адвента. Великий пост начинается с воскресенья за 6 недель до Пасхи. Есть отличия и в богослужениях Страстной недели. Традиционный богослужебный язык А.о. — латинский, в наст. время также итальянский.
    Изд.: Beroldus, sive Ecclesiae Ambrosianae Mediolanensis kalendarium et ordines sec. XII / Ed. M. Magistretti. Mi., 1894; Monumenta veteris liturgiae Ambrosianae / Ed. M. Magistretti. Mi., 1897–1903. 3 vol.; Missale Ambrosianum iuxta ritum ecclesiae Mediolanensis. Mi., 1902 (критич. изд. / Ed. A. Ratti e M. Magistretti. Mi., 1913; с параллельным итал. текстом: Messale Ambrosiano. Mi., 1923; реформированный: Missale Ambrosianum. Mi., 1981); Manuale Ambrosianum. Mi., 1905 (бревиарий, соединенный с требником); Sacramentarium Bergomense / Ed. A. Paredi. Bergamo, 1962; Diurna Laus: Salterio di rito ambrosiano. Casale Monferrato, 1987.