Поиск по словарю Католический словарь

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Антихрист

    фигура из Библейской апокалиптики, особенно нечестивый человек, который перед вторым пришествием Иисуса Христа на землю будет противодействовать Христу и стараться истребить христианство, но вместо того сам погибнет ужасным образом. В обширном смысле под этим именем разумеется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение. Кроме того антихристом считается всякий стремящийся занять место Христа, стать вместо Христа, не будучи внутренне последователем Христа.
    Термин происходит из Нового Завета и на греческом языке значит «Против помазанника Божьего» (αντί Χριστός). Слог αντί можно с греческого также перевести как «вместо».
    Упоминание в Библии
    Ветхий Завет
    Пророк Даниил видит "небольшой рог", т.е. царя, который порочит Всевышнего и стремится уничтожить Его святых (Дан.7:8,24 и след.; ср. Дан.11:21-35). Непосредственно этот образ связывали с сирийским царем Антиохом IV Эпифаном (175-163 гг. до Р.Х.). Он был как бы прообразом Антихриста последних времён. Упоминание в Мк.13:34 о "мерзости запустения" (ср. 2Фес 2 и Откр 13) связано с указанными местами из Книги пр. Даниила. Однако противников Бога в Ветхом Завете следует чётко отличать от новозаветных. Только после явления истинного Христа могло возникнуть новозаветное представление об Антихристе (являющего себя вместо Христа).
    Новый Завет
    * Откровение Иоанна Богослова, глава 13
    * Первое послание Иоанна 2:18, 2:22, 4:3
    * Второе послание Иоанна ст.7
    * Во втором послании к Фессалоникийцам (Солунянам) гл. 2 говорится о человеке греха, сыне погибели.
    Представление об антихристе
    Представление об антихристе возникло ещё в первые времена христианства как понятие о посланном дьяволом лице, которое должно появиться незадолго до второго пришествия Христа на землю и сосредоточить всё зло, существующее на земле, для борьбы против христианской церкви. В конце концов этот посланник Сатаны будет побеждён вновь явившимся на землю Христом.
    Представление об антихристе возникло не на еврейской, а на христианской почве, но прообразы его были и в ветхозаветной церкви, напр. в лице нечестивого Антиоха Эпифана, царя четвёртой сирийско-македонской династии, стремившегося склонить иудеев к язычеству и водворить «мерзость запустения» (Дан.9:27; Дан.11:31; ср. Мф.24:15). Предсказание о нем усматривается в пророчестве о Гоге и Магоге (Иез.38:2; Иез.39:1; ср. Отк.20:8). По учению апостола Павла, это будет человек греха, но будет выдавать себя за Христа, за самого Бога (2Фес.2, 2Фес.3 и след.).
    Вследствие кровавых преследований христиан в Риме в царствование Нерона христиане привыкли смотреть на Римскую империю, в которой ещё евреи видели четвёртое всемирное царство, о котором говорил Даниил, как на сосредоточие всех враждебных Христу сил, а в Нероне видели олицетворение антихриста. Сохранившееся до V века сказание повествует, что Нерон не умер и снова придёт бороться против царства Мессии.
    Начиная с XIII века в партиях и сектах, отложившихся от папы, принято было усматривать антихриста в лице папы и римской иерархии. Это замечается уже во время Гогенштауфенов, Людовика Баварского, Оккэма, Виклефа, чешского реформатора Янова и других. Воззрения на папу как на антихриста символически перешло и в учение лютеран. В греко-восточной церкви с XV века считали антихрист сарацино-турецкое господство Мухаммада и в 1213 г. даже папу Иннокентия III.
    Пришествие антихриста ожидалось в 1000 г., при начале крестовых походов, при появлении чумы, или чёрной смерти, голода и других бедствий в XIV веке. Некоторые видели антихриста затем в Наполеоне I в 1805 г. и в 1848 и 49 г его усматривали в личностях тогдашних революционных деятелей. Наконец, звериное число 666 (число) приурочивалось и к Наполеону III. Ещё Роджер Бэкон († 1294 г.), недавно Бенгель и Генстенберг, нашедшие число 1836, старались, подобно современным ирвингианцам, вычислить на основании Апокалипсиса точное время пришествия антихриста. У евреев позднейших времён также встречается представление об антихристе, обозначаемом под именем Армиллия (то есть губителя народов), как о чудовищном гиганте, рыжем, плешивом, 12 фут. росту и 12 же фут. толщины. Также в устной еврейской традиции существует легенда о царе Армиллие, противнике Мессии[1].
    В старообрядчестве существует две основных концепции антихриста: чувственного (с возможной персонификацией в лице Петра I или других реальных личностей) и духовного, не имеющего физического воплощения, а действующего посредством приверженцев «никонианской» церкви и властей.
    После Русской революции 1917 и уменьшения влияния Церкви, некоторые фанатики с антихристом сравнивали сначала Ленина, а потом и Сталина. Но с началом Второй Мировой войны первым на звание антихриста выдвинулся Адольф Гитлер.