Поиск по словарю Католический словарь

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Аутодафе

    (ауто-да-фе, ауто де фе; порт. auto da fé, исп. auto de fe, лат. actus fidei, буквально — акт веры) — в средние века в Испании, Португалии и их колониях торжественное объявление приговора инквизиционного суда, сопровождавшееся, в большинстве случаев, возвращением покаявшихся еретиков в лоно церкви, или их наказанием, в том числе «казнью без пролития крови» — часто это было сожжение осуждённых.
    Употребление слова
    В общераспространённом употреблении ауто-да-фе — это также и сама процедура приведения приговора в действие, главным образом публичное сожжение осуждённых на костре. Неточность этого выражения обсуждается ниже. Аутодафе следует отличать от костра тщеславия, на котором сжигались книги, зеркала, духи и прочие «орудия светской тщеты».
    История
    Ауто-да-фе появилось с началом инквизиции (XIII в.), распространение получило с конца XV в., приобретя характер массового театрализованного ритуального действа.
    Собственно аутодафе есть всякое торжество, устраиваемое инквизицией по поводу объявления приговора (соответствующее название во Франции «sermo generalis» — общая проповедь).
    Практика аутодафе установилась в Испании вместе с усилением там инквизиции в конце XV века, первое аутодафе (сожжение) шести человек проведено в Севилье в 1481 г.
    Механизм провозглашения ауто-да-фе нередко служил для обогащения королевской казны.
    Великий инквизитор Торквемада в период 1483—1498 сжег живыми 8800 человек. Инквизиция действовала и в испанских колониях Америки. Позже эта практика приняла огромные размеры в течение XVI века, и просуществовала до конца XVIII века, когда аутодафе стали реже. В Португалии, где инквизиция была учреждена в 1536, она не имела столь широкого масштаба. Её влияние сильно упало при Помбале, во второй половине 18 века. Ауто да фе имели место в Мексике, Бразилии и Перу. Они также проводились в португальских колониях — в Гоа, Индия после установления там инквизиции в период 1562—1563.
    В 1808 инквизиция была отменена Жозефом Бонапартом. Фердинанд VII в 1814 восстановил её, конституция кортесов 1820 вновь ее отменила, а реставрация снова ввела; окончательно упразднена в 1834.
    Последнее ауто-да-фе состоялось в 1826 в Валенсии. Это ауто-да-фе состоялось через повешение (сожжения не было).
    По Льоренте, в 1481—1808 в Испании сожжено живыми 31912 чел., а 29145 наказаны замурованием, галерами, конфискацией имущества.
    Исполнение
    Ауто-да-фе устраивались на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей, аристократии, городских магистратов, корпораций. Осуждённых выводили в торжественной процессии со свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми.
    Для аутодафе назначался особый день, и приговоры объявлялись по целому ряду дел сразу. Произносилась проповедь (католическая месса), молитву, после которой присутствующие клялись повиноваться и помогать инквизиции; затем следовало чтение приговоров: сначала лёгких, потом содержащих более или менее тяжёлые наказания для раскаявшихся еретиков и преступников; потом нераскаянные предавались в руки светской власти, что было равносильно присуждению к сожжению на костре (Peters 1988: 93-94). По отношению к покаявшимся пытки не применялись, и перед сожжением, в знак милосердия, их обычно душили удавкой (Kamen 1997: 192—213).
    На этом собственно и кончалось аутодафе. Однако обычно под этим именем понимают как раз заключительную часть, то есть массовое приведение смертного приговора в исполнение, которое могло следовать непосредственно за церемонией или переносилось на другое время.
    Число жертв
    Традиционно считают, что в Испании в 1481—1808 было сожжено около 35 000 человек, однако есть современные авторитетные историки, оценивающие на основании архивов число жертв в XVI—XIX веках цифрой 2000. Большинство приговоров не было связано с лишением жизни, а число оправданных было для своего времени очень высоким, до 20 %.
    Литература
    * Peters, Edward. (1988) Inquisition. New York: The Free Press.
    * Kamen, Henry. (1997) The Spanish Inquisition : A Historical Revision. London: Weidenfeld & Nicolson.
    * Lea, Henry Charles (1906—1907). A History of the Inquisition of Spain (4 volumes). New York and London.
    * Whitechapel, Simon (2003). Flesh Inferno: Atrocities of Torquemada and the Spanish Inquisition. Creation Books. ISBN 1-84068-105-5