Поиск по словарю Словарь мифологии

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Иблис

    (iblîs), в мусульманской мифологии дьявол; в Коране и других текстах употребляется наряду с другим обозначением дьявола - аш-шайтан. И. постоянно называется «врагом аллаха» или просто «врагом». Мусульманская формула - «Прибегаю к аллаху от шайтана, побиваемого камнями» - восходит к легенде о том, как Ибрахим камнями прогнал дьявола в долине Мина около Мекки. Согласно Корану, И. первоначально был ангелом, но отказался выполнить приказ аллаха и поклониться созданному аллахом Адаму, заявив: «Я - лучше его: ты создал меня из огня, а его создал из глины» (7:11). За это И. был изгнан с небес и поклялся повсюду совращать людей: «Я засяду против них на твоём прямом пути» (7:15), «я украшу им то, что на земле, и собью их всех» (15:39). Пробравшись в рай (джанна), он совратил Адама и Хавву (2:32-34; 7:10-27; 15:30-43;17:61-66;18:48; 20:115- 119; 38:73-85; в кораническом эпизоде поклонения ангелов дьявол назван И., а в эпизоде грехопадения - аш-шайтан). Наказание И. отложено до дня Страшного суда, когда И. вместе с грешниками будет низвергнут в ад (джаханнам) (17:65-66; 26:94-95). Наряду с И. существуют также второстепенные злые духи. Согласно преданию, И. живёт на земле в нечистых местах - в руинах, на кладбищах. Его еда - то, что приносят в жертву, питьё - вино, развлечения - музыка, танцы. И. способен размножаться, порождая джиннов, шайтанов. Традиция связывает И. с Даджжалом.