Поиск по словарю Словарь мифологии

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Манджушри

    <санскр. Mañjuœrî, букв. «красивое сияние»), в буддийской мифологии махаяны и ваджрая-ны бодхисатва. M. известен также под названиями Манджугхоша («красивый голос»), Манджунатха («красивый спаситель»), Вагишвара («господь речи») и т. д., его эпитет - Кумарабхута («бывший принц»). M. встречается уже в древнейшей махаянской литературе, что позволяет предположить, что его образ возник в последние века до н. э. M. занимает центральное место в «Саддхармапундарике» (где он упоминает деяния бывших будд) я в «Вималакиртинирдеше» (где он единственный ученик Шакьямуни, имеющий равную мудрость с бодхисатвой Вималакирти). В «Гандхавьюхе» M. - один из двух руководителей 500 бодхисатв и первый наставник главного героя этой сутры - Судханы. По мифологии махаяны, M. 70 мириад кальп тому назад был благочестивым королём в одной буддакшетре (см. в ст. Будда), которая находится на востоке (причём между этим миром и нашим миром - 7200 миллиардов миров). Он поднял дух просветления и решил быть бодхисатвой в сансаре до тех пор, пока не останется ни одного живого существа, нуждающегося в спасении. В ваджраяне M. вместе с Авалокитешварой и Ваджрапани - один из трёх главных бодхисатв. Он - центральная фигура одного из древнейших произведений ваджраяны - «Манджушримулакальпы». M. олицетворяет мудрость, и обычно его изображают красивым индийским царевичем, держащим в поднятой правой руке пылающий меч и в левой руке книгу «Праджняпарамиты». Культ M. был особенно популярным в Тибете и в Китае, где его образ встречается во многих легендах. В Тибете земным воплощением M. считался основатель школы гелукпа Цзон-каба (нач. 15 в.).