Поиск по словарю Словарь политологии

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Разделение труда

    (division of labour) Систематическое (но не обязательно заранее спланированное или навязанное) разделение функций, задач или деятельности. "Республике" Платона (Plato) упоминается о функциональном разделение труда: "философы" определяют законы, "помощники" действуют в качестве военной силы и исполнительной власти, а "производители" занимаются экономической деятельностью, обеспечивая всех средствами к существованию. Такое разделение труда, считает Платон, отражает естественные требования (поскольку индивиды от природы наделены различными способностями) и приводит к гармоничному целому. Другие важные формы разделения труда проходят по половому, географическому и социальному признакам. Мужчины и женщины издавна имели разные сферы деятельности, хотя современные представления о том, что является обычным, а что результатом превосходства, отрицают прежние взгляды на проявление естественного в этой сфере. Разделение труда по географическому признаку касается людей, проживающих в различных климатических условиях. Одна из форм, которой придается важное значение, – разделение труда между городом и деревней. Общественное разделение труда относится к дифференциации деятельности индивидов внутри общества и часто связывается с существованием классов (classes). Считается, что разделение труда обеспечило повышение производительности труда в индустриальном обществе (industrial society), хотя его также связывают с проблемами отчуждения и навязывания трудовой дисциплины. Негативные стороны разделения труда обычно наиболее отчетливо проявляются при отстранении прямых производителей от товарного рынка или при таком разделении труда, когда одному человеку приходится монотонно повторять одну и ту же операцию не решены такие фундаментальные вопросы, как совместимо ли широкое разделение труда с "гармоничным целым", и если да, то таким образом можно достичь этой гармонии.