Поиск по словарю Католический словарь

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Сант-Алессио

    Базилика святых мученика Вонифатия (Бонифация) и Алексия человека Божия расположена на Авентинском холме в Риме. Была существенно перестроена в XVIII веке в стиле барокко, хотя сохранила романские крипту и колокольню XII-XIII веков. Главными святынями храма являются мощи святых Вонифатия и Алексия, почивающие под главным престолом и икона Эдесской Божией Матери, иначе называемая "Мадонна ди Сант-Алессио".
    История базилики
    Первоначальная церковь на месте нынешней базилики была построена в конце V века. Сведения о почитании святого мученика Вонифатия, чьи мощи сохранялись в этой часовне, относятся к началу VII века. Последующая традиция связывает место постройки церкви с домом Евфимиана и Аглаиды - родителей святого Алексия, где прошли последние семнадцать лет жизни Алексия.
    К X веку на Авентине сложилась большая греческая колония, ядро которой составили православные, бежавшие в Рим от преследований иконоборцев в VIII-IX веках. Богослужения в близлежайших церквах Санта-Мария-ин-Космедин и Сан-Джорджо-аль-Велабро велись по греческому обряду. В 977 году церковь святого Вонифатия была передана папой Бенедиктом VII бежавшему от мусульманских притеснений митрополиту Сергию Дамасскому. Сергий основал здесь монастырь, в котором жили монахи греческого и латинского обряда. С прибытием на Авентинский холм греческих монахов связывается почитание святого Алексия, имя которого появляется в римских святцах в X веке. В 986 году монастырский храм был освящен уже в честь двух святых – Вонифатия и Алексия.
    Основанный Сергием монастырь, впоследствии известный как "Обитель Святых", в течение последующих веков являлся одним из духовных центров Италии, а его насельники вели миссионерскую работу в Восточной Европе. Самым известным из выходцев авентинской обители является святой Адальберт Пражский. С миссионерской деятельностью насельников обители связывается быстрое распространение почитания святого Алексия по всей католической Европе.
    В понтификат Гонория III (1216-1227), происходившего из знатной римской семьи Савелли, владевшей близлежащей крепостью Рокка-Савелли, церковь была перестроена в трехнефную базилику, боковые нефы которой были отделены от основного аркадами, опирающимися на восемь колонн с каждой стороны. При перестройке в 1216 году мощи святого Алексия человека Божия были обретены и помещены под главным престолом базилики. При этом же папе пол базилики, сохранившийся и при последующих перестройках, был выполнен в стиле Космати. Базилике покровительствовал и ещё один папа из семьи Савелли – Гонорий IV (1285-1287).
    В 1426 году монастырь и базилика были переданы папой Мартином V ордену иеронимитов-обсервантов, которые владели ими в течение последующих четырех веков. Иеронимиты внесли некоторые изменения в облик базилики в конце XVI-начале XVII веков, зафиксированные в книге "Il Tempio e monasterj dei Santi Bonifacio ed Alessio", написанной в 1752 году миланским аббатом Феличе Мариа Нерини (1705-1787). В 1587 году базилика была возведена в ранг кардинальской, то есть её титулярными наместниками становятся исключительно кардиналы.
    Свой нынешний вид базилика святых Вонифатия и Алексия приобрела в результате значительной перестройки, предпринятой иеронимитами в преддверии юбилейного 1750 года и завершенной в 1755 году. Работы велись по проекту Джованни Баттиста Нолли (1701-1756) из Комо, а после его смерти были завершены римским архитектором Томмазо де Марки (1693-1759). Средства для перестройки были выделены титулярным кардиналом базилики Анджело Мария Кверини (1680-1755), епископом Брешии и "архивариусом святой Римской Церкви". В результате перестройки базилика приобрела нынешний барочный вид и размеры: 50 метров в длину, 23 – в ширину и 19 – в высоту. Были сохранены крипта и колокольня XII-XIII веков, а также венчающий тимпан византийский крест X века.
    В 1846 году базилика святых Вонифатия и Алексия и монастырь были переданы папой Пием IX (1846-1878) нынешним владельцам –Братству клириков Сомаски. При них были завершены работы по отделке главного нефа под руководством Микеле Оттавиани и апсиды под руководством Карло Гавардини (1811-1869) из Пезаро.
    Описание базилики
    Фасад и колокольня
    (1) (здесь и далее номера соответствуют номерам на плане) Фасад базилики выполнен в конце XVI – начале XVII веков по образу римской церкви Святых Апостолов. Крест, венчающий тимпан, выполнен в X веке в византийском стиле и является одним из немногих свидетельств о храме, существовавшем до перестройки Гонория III.
    (2) Гипсовая статуя папы Бенедикта XIII (1724-1730), установленная по заказу кардинала Анджело Мария Кверини, спонсировавшего перестройку храма в 1750-1755 годах.
    (3) Портал в стиле Космати (начало XIII века), сохранившийся от базилики Гонория III.
    (4) и (5) Канделябры предположительно школы Арнольфо ди Камбио, ранее украшавшие кенотаф папы Гонория IV (на его месте теперь капелла святого Алексия – (21))
    (23) – Романская кирпичная колокольня XII-XIII веков (подобная колокольням Санта-Мария-ин-Космедин, Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Санта-Мария-Маджоре, Санта-Мария-ин-Трастевере) высотой более 30 метров.
    Главный алтарь, трансепт и апсида
    (14) На пересечении осей главного нефа и трансепта находится главный престол базилики. Под престолом в мраморном саркофаге почивают мощи святых Вонифатия и Алексия, о чем свидетельствует надпись "S BONIFATI MART(yr) S ALEXII CONFE(ssor)". Богато украшенный киворий, осеняющий алтарь, сооружён в конце XVI века, а престол приобрёл современный вид в результате перестройки середины XVIII века.
    Каменная плита (13а) с ранее существовавшего престола была сохранена и помещена вертикально в апсиде за горним местом. Эта плита обрамлена двумя изящными маленькими мраморными колоннами (13b) в стиле Космати (около 1180). Эти две колонны ранее находились в базилике Сан-Бартоломео на Тибрском острове и были перемещены в Сант-Алессио в 1638 году. Семнадцать идентичных колонн, оставшиеся в Сан-Бартоломео, исчезли в конце XVIII века из разграбленного французскими войсками храма.
    За главным престолом находятся четыре надгробия, а именно:
    (12а) Пьетро Савелли (умер 1288), изображённого в диаконском облачении, из семьи Савелли, покровительствовавшей базилике,
    (12б) Джан Винченцо Гонзага (1540-1591) из Палермо, первого (с 1587) кардинала – титулярного настоятеля базилики,
    (12в) Блаженного Лопе (иначе Лупо) (1370-1433) из Олмедо, основателя ордена иеронимитов-обсервантов, в чьем владении базилика находилась с 1426 по 1846 годы)
    (12г) Оттавио Паллавичини (умер 1611), кардинала – титулярного настоятеля базилики.
    По обе стороны апсиды находятся лестницы, ведущие в романскую крипту базилики.
    В левой части трансепта находится (15) капелла святого Иеронима Эмилиани (1486-1537) – основателя ордена Клириков Сомаски. Первоначально на этом месте находилась частная капелла семьи Гвиди ди Баньо. Клирики Сомаски, получив базилику от папы Пия IX в 1846 году, посвятили капеллу своему основателю. Работы по перестройке капеллы были произведены до 1850 года под руководством Микеле Оттавиани. За алтарем находится картина Карло Гавардини "Святой Иероним с сиротой перед Мадонной".
    В правой части трансепта в 1674 году аббатом Анджело Порро была устроена (11) капелла Святых Таин. Капелла последовательно была реконструирована во время общей перестройки базилики в 1750-1755 годах, обновлена в 1814 году на средства бывшего испанского короля Карла IV, жившего в Риме после своего удаления из Испании, и тщательно отреставрирована в 1935 году Антонио Муньосом.
    Над алтарём капеллы Святых Таин находится почитаемая чудотворной икона Божией Матери "Мадонна ди Сант-Алессио". По местному преданию образ, написанный евангелистом Лукой, был привезён в Рим митрополитом Сергием Дамасским в 977 году, и это и есть Эдесская икона Божией Матери, от которой эдесскому церковному сторожу был глас Богородицы, назвавший Алексия человеком Божиим. Современные исследователи называют временем создания иконы XII-XIII века.
    На иконе Божия Матерь изображена без Богомладенца, немного склонённой в правую сторону, её правая рука обращена вверх, а левая простёрта к молящимся, что подчёркивает Её непрестанное ходатайство перед Сыном за всех христиан. Таким образом, эта икона напоминает образ из деисусного ряда иконостаса православного храма, что указывает на её возможное греческое происхождение. В Риме помимо Мадонны-ди-Сант-Алессио существует ещё одна похожая икона – образ "Жертвенник Небесный" (Арачели) в базилике Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. В 1645 году Мадонна-ди-Сант-Алессио была коронована по папскому указанию.
    Правый неф
    (6) Кенотаф кардинала Метелло Бики (умер 1617), титулярного кардинала базилики, архиепископа Сиены.
    (7) Могила Антонио Манчини (1852-1930) – итальянского художника-импрессиониста. В его доме в 1928-1932 годах арендовал апартаменты Джованни Баттиста Монтини (будущий Павел VI). Останки Антонио Манчини были перенесены в базилику в январе 1935 года и помешены в гробницу, спроектированную Антонио Муньосом (1884-1960).
    (8) Капелла Распятия с алтарным образом середины XVIII века
    (9) Памятник княгини Элеоноры Буонкомпаньи (умерла 1695), перенесенный в базилику в 1936 году из разрушенной церкви Санта-Лючия-деи-Джиннази
    (10а) Надгробие Луиджи Замбарелли (1877-1946), генерала Клириков Сомаски в течение шести лет, ректора базилики и благотворительного общества "Слепых святого Алексия"
    (10б) Картина XVII века, на которой изображён умирающий под лестницей святой Алексий, держащий в руках свиток и взирающий на Ангела, несущего венец славы.
    Левый неф
    (21) Капелла святого Алексия. Устроена в XVIII веке на месте, где находился кенотаф папы Гонория IV. Работа по обустройству барочной капеллы осуществлены римским декоратором и скульптором Андреа Бергонди (умер в 1789). За алтарём капеллы находится гипсовая статуя святого Алексия, облечённого в одежду пилигрима с странническим посохом в руке, умирающего в каморке под лестницей. Позолоченная деревянная лестница, помещённая в стеклянный футляр, является, по местному преданию, подлинной лестницей из дома родителей святого Алексия.
    (20) Колодец дома родителей святого Алексия
    (19а) Могила Доменико Саваре (1813-1895), священника братства Клириков Сомаски, прославившегося делами милосердия
    (19b) Картина Жана Франсуа де Труа (1679-1752) "Святой Иероним Эмилиани препоручает осиротевших девочек Божией Матери" (1749).
    (18) Капелла блаженного Иеронима и святой девы Марселлы. Заалтарный образ титульных святых выполнен в середине XVIII века неизвестным мастером римской школы.
    (17) Копия (начало XX века) работы Пьетро Гальярди (1809-1890) "Молитва Мадонне святого Иеронима Эмилиани". Оригинал находится в одном из приютов Клириков Сомаски.
    (16) Надгробие Джузеппе Бриппио (1378-1457), миланского священника, гуманиста и поэта, автора поэмы о святом Алексии.
    Полезная информация
    Современный адрес базилики святых Вонифатия и Алексия – Пьяцца Сант-Алессио, 23. Она расположена на Авентинском холме, на перекрестке улиц Санта-Сабина и Сант-Алессио. Ближайшие станции метро линии В – Circo Massimo и Piramide. От церкви Санта-Мария-ин-Космедин на Авентинский холм ведёт живописная улица-лестница –Скала-Рокка-Савелла.
    По состоянию на январь 2008 года базилика открыта для посетителей ежедневно с 10-00 до 12-00 и с 15-30 до 17-3