(ТВД) - авиац. газотурбинный двигатель, у к-рого тяга в основном создаётся воз д. винтом и частично (до 8 - 12%) реакцией потока газов, вытекающих из реактивного сопла (см. рис.). Энергетич. хар-кой ТВД является эквивалентная мощность, равная сумме мощностей винта и реактивной струи. ТВД нашли широкое применение на дозвуковых пасс. и грузовых самолётах. На вертолётах получили распространение турбовальные двигатели, у к-рых выводной вал приводится во вращение отд., т. н. свободной турбиной (у них реактивная тяга практически равна нулю). Др. разновидностью ТВД является турбовинтовентиляторный двигатель (ТВВД). Его осн. движитель - винтовентилятор представляет собой малогабаритный высоко-нагруж. многолопастной возд. винт с лопастями особой (саблевидной) формы; сохраняет высокий кпд до больших доэвук. скоростей полёта.
Схема турбовинтового двигателя: 1 - воздушный винт; 2 - воздухозаборник; 3 - компрессор; 4 - камера сгорания; 5 - турбина; 6 - реактивное сопло