Поиск по словарю Словарь политологии

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Фашизм

    (fascism) Крайне правые националистические идеология и движение с тоталитарной и иерархической структурой, диаметрально противоположные демократии и либерализму. Термин берет свое начало в Древнем Риме, в котором власть государства символизировалась фасциями – связанных вместе пучками прутьев, (что означало единение народа) с выступающим из связки топориком (означавшим руководство). Этот символ послужил Муссолини эмблемой для движения, которое он привел к власти в Италии в 1922 г. Позднее, однако, это название стало общим для целого ряда движений, возникших в Европе в период между двумя мировыми войнами. К этим движениям относятся: национал-социалисты в Германии, "Аксьон франсез" (Action Francaise) во Франции, "стреловидный крест" в Венгрии и фалангисты в Испании. В послевоенный период термин применялся часто с приставкой "нео" по отношению к тем, кого считают последователями вышеупомянутых движений. К ним, в частности, относятся Итальянское социальное движение (переименованное в 1994 г. в Национальный альянс), Республиканская партия в Германии, Национальный фронт во Франции и Фаланга в Испании, а также перонизм (Peronism) и, в последнее время, движения, возникшие в посткоммунистических странах, типа "Памяти" в России. Так можно ли при таком разнообразии движений говорить об одном значении этого термина? Классифицировать сугубо фашистские идеологии можно следующим образом. С точки зрения структуры, среди них выделяются монистические, основанные на идее безусловных фундаментальных и наиболее существенных истин о человечестве и окружающей среде; упрощенческие, приписывающие возникновение сложных явлений единым причинам и предлагающие единые решения; фундаменталистские, связанные с делением мира на "плохое" и "хорошее" без каких-либо промежуточных форм, и заговорщические, исходящие из того, что существует тайный широкомасштабный заговор неких враждебных сил, которые намерены манипулировать массами для достижения и/или сохранения своего господства. С точки зрения содержания фашистские идеологии различаются по пяти главным позициям: 1) крайний национализм (nationalism), вера в то, что существует чистая нация, имеющая собственные, отличительные от других наций черты, культуру и интересы и превосходящая все остальные нации; 2) подобный вывод обычно сопровождается утверждением, что эта нация переживает период упадка, но когда-то, в мифическом прошлом, она была великой, с гармоничными общественно-политическими отношениями, и сама господствовала над другими, но позднее потеряла внутреннее единство, распалась и попала в зависимость от других, менее значительных наций; 3) процесс национального упадка зачастую связывают с снижением уровня расовой чистоты нации. Для некоторых движений характерен подход к нации как к чему-то такому, что совпадает во времени и пространстве с расой (nation race), другие признают иерархию рас, внутри которых находятся нации (race nation). Практически во всех случаях считается, что утрата чистоты ослабляет расу и в конечном счете является причиной ее нынешнего трудного положения; 4) вину за упадок нации и/или за смешанные браки возлагают на заговор иных наций или рас, которые, как считается, ведут отчаянную борьбу за господство; 5) в этой борьбе как капитализм, так и его политическая оболочка – либеральная демократия – рассматриваются всего лишь как хитроумные средства раскола нации и ее дальнейшего подчинения мировому порядку. Что касается основных требований этих идеологий, то главным среди них является воссоздание нации как объективной реальности посредством восстановления ее чистоты. Второе требование – восстановление господствующего положения нации через перестройку государственного устройства, экономики и общества. К средствам достижения этих целей в разных случаях относят: 1) построение авторитарного, антилиберального государства, господствующую роль в котором играет одна партия; 2) полный контроль этой партии над политической организацией, информацией и национализацией; 3) государственное управление трудовыми ресурсами и сферой потребления с целью построения продуктивной и самодостаточной экономики; 4) наличие харизматического лидера, который был бы способен облечь в плоть и кровь "реальные" интересы нации и мобилизовать массы. В случае достижения этих важнейших целей нация сможет вернуть себе утраченное господство даже, если потребуется, военным путем. Подобные цели в период между двумя мировыми войнами были характерны для фашистских движений, которые с особым рвением занимались расовой и этнической чистками, установили тоталитарные политические системы и диктатуры, построили продуктивную экономику и, конечно же, развязывали войны с целью завоевания мирового господства. Однако такие партии ныне уже не могут открыто пропагандировать столь экстремистские идеи. Произошла ревизия позиций. Борьба за чистоту нации и расы теперь выливается в противостояние непрекращающейся миграции и в требования репатриации чужестранцев; на смену требованию тоталитаризма и диктатуры пришли менее жесткие предложения о существенном усилении государственной власти якобы в рамках демократии; прерогатива производства товаров заменена вмешательством государства в экономическую сферу, а о воинской доблести говорить почти совсем перестали. Послевоенные движения с подобными идеологиями обычно называют неофашистскими.